Ва-Банк

За время своего существования группа экспериментировала в различных музыкальных стилях.

«Ранний» ВА-БАНКЪ отличался агрессивным, тяжелым, иногда с элементами панка, хотя и пропитанным безудержным весельем и молодецкой удалью стилем. Классическими произведениями этого этапа стали хиты, в дальнейшем записанные на альбомах «TAK NADO !!» (1994г.), «Жизнь на колесах» (1989г.), как «Кислое вино», «На даче», «Жизнь на колесах», «Кудрявая», «Девочка» и многие другие.

Следует упомянуть об участии Михаила Кассирова (гитара) в работе коллектива с сентября 1991г. по декабрь 1994г. и Андрея Сурмачева (тромбон, клавиши) в записи альбома «Выпей за меня» в 1991г.

В самом начале своего творческого пути группа сразу заявила о себе на международной арене. В частности, группе принадлежит своеобразный рекорд: ВА-БАНКЪ — первый советский непрофессиональный музыкальный коллектив, выпустивший пластинку за рубежом (1988 год, фирма Polarvox Oy, Финляндия). Среди других международных достижений группы — победа на конкурсе Radio France International 1993 года.

Группа ВА-БАНКЪ регулярно выступает на концертных площадках России, провела несколько успешных турне по Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Германии, Швейцарии, Франции, Чехии, Словакии и Польше и приняла участие в огромном количестве фестивалей в России и за рубежом, везде находя свою аудиторию.

С 1987 года ВА-БАНКЪ постоянно входит в десятку лучших альтернативных групп России, и, имея много проектов и творческих идей, всегда готова к новым контактам и предложениям.

Группа выступала вместе с такими звездами мировой величины как Rollins Band, Stray Cats, Rage Against The Machine, Millions Of Dead Cops, а в 1995 году была специально приглашена в Прагу, чтобы принять участие в концерте вместе с легендой английского панк-рока UK SUBS.

Начиная с альбома «На кухне» (1992г.) и продолжив эти творческие изыскания на альбоме «Живи, живое» (1995г.), ВА-БАНКЪ весьма удачно попробовал свои силы в «акустическом» направлении. Песни этого периода получились весьма оригинальными, мелодичными и необычайно красивыми, исполненными в духе московского городского фольклора. Именно к этому периоду относятся такие бессмертные творения как «Эльдорадо» (автор — Е.Головин), «Пьяная песня», «Кухня», «Черное знамя», «Досуги-буги» (П.Мамонов) и т.д.

В 1997 году с альбомом «Домой!!» ВА-БАНКЪ вступил в принципиально новую для себя стадию. Во-первых, существенно изменился состав группы. Группу покинули заслуженные ветераны Алексей Никитин и Александр Маликов, а их места заняли не менее именитые и известные музыканты Алик Исмагилов (с января 1995г. гитара, вокал) и Андрей Белизов (с октября 1996г.), несомненно знакомые знатокам музыки по группе «PoGo». Во-вторых, группа апробировала для себя принципиально новую схему написания песен. Если раньше каждый из музыкантов приносил какие-то заготовки, которые потом дорабатывались совместными усилиями, то альбом «Домой !!» сочинялся всеми вместе в специально арендованном для этих целей загородном доме, начисто оторванном от цивилизации. В результате получились произведения, которые с полным на то правом можно назвать плодом поистине коллективного творчества, продуктом совместных творческих переживаний всех музыкантов группы. Альбом получился очень зрелым и взрослым, в нем чувствуется накопленный за одиннадцать лет музыкальный и жизненный опыт членов коллектива. Он объединяет в себе многие стили, в которых ВА-БАНКЪ экспериментировал ранее (сюда входят и жесткие «электрические» вещи, и мягкие «акустические», и «полуакустические» вещи), однако симбиоз получился настолько органичным, что альбом слушается на одном дыхании, жесткие вещи плавно и естественно переходят в мягкие и наоборот.

Очередным большим экспериментом группы стало создание нового альбома, написанного по мотивам специально для этого написанного рассказа «Нижняя Тундра». Автор рассказа — Виктор Пелевин. Альбом не стал прямой музыкальной иллюстрацией рассказа, а стал именно тем, что называется «по мотивам». Альбом получил название (естественно!!) «Нижняя Тундра» (1999г.). На творчестве группы не могли не сказаться веяния времени — в основу музыкальной части альбома было положено гораздо больше электронных спецэффектов, чем группа позволяла себе раньше.

Для создания основной части электронной подкладки были приглашены Павел Овчаров, в последствии ставший звукорежисером коллектива, Филипп (Македонский) Баранов, великолепный программист и клавишник и талантливый музыкант-аранжировщик Олег Литвишко. Одновременно с этим Ва-банкъ обращает свое внимание на донесение информации о себе и своих многочисленных проектах и ответвлениях через «всемирную паутину WWW». Результатом чего является появление в сети одновременно сразу двух страниц группы — официального сайта группы Ва-банкъ — «WWW.VABANKER.DA.RU» и неофициального «Я ненавижу…» — «WWW.CITYCAT.RU/MUSIC/VABANK». Официальный «приказал долго жить». Неофициальный стал официальным.

Стоит отметить, что временной отрезок между альбомами «Домой» и «Нижняя Тундра» был заполнен концертной деятельностью. Специальная концертная программа носила название «Ва-Банкъ + 1». Оригинальность данного проекта заключалась в том что непосредственным участником концертов стал DJ Нашего Радио Макс Любимов.

2001 год. Мир затаился в ожидании нового творения коллектива.

Выход нового альбома «Босиком на луне» был приурочен к празднованию 15-ти летнего юбилея группы.

Их знают как исполнителей прямолинейно-забойного рока. Или заковыристой экстремальной альтернативы. Или задушевного чуть ли не шансона. Как первое совмещается со вторым и третьим — тайна великая. Однако народу нравится.

На новом альбоме эти разнородные материи подчас совмещаются в пределах одной песни. Лирическое томление, залихватские хулиганские прихваты, тяжёлые гитары и причудливые электронные фишки мирно уживаются в песнях «Кто Мы», «Босиком По Луне» и «Между Небом И Землёй». Прямолинейный рок в чистом виде присутствует лишь в песне «Гондурас», неразбавленный 96-градусный спирт для индустриальных нужд — лишь в «Пульсе». Философскую лирику «Моей Жизни» обрамляют качающие ритмы и ди-джейские скретчи.

Ва-Банкъ до сих пор не отошел от влияния «Нижней Тундры», однако не забыл и оглянуться назад (15 лет все-таки), добавив старую-старую песню «Женские Штучки», написанную некогда леной Юдановой из группы Колибри . При этом альбом отнюдь не выглядит лоскутным одеялом, напротив — все пятнадцать составляющих его треков образуют некое безупречно логичное в своих внутренних причинно-следственных связях пространство, на чёрно-серебряных просторах, которого происходит нечто завораживающе-романтическое.

Новый альбом Ва-Банка ненормален именно в той степени, которая и превращает его в достаточно небанальное явление в нашем рок-мире. Ранние стилистические поиски уравновешиваются находками в новой программе. Сумма, как это нередко бывает в таких ситуациях, оказывается значительнее своих слагаемых.